Родители часто имеют очень разные взгляды на то, нужно ли заниматься с ребенком в домашних условиях, отдавать ли его на какие-либо развивающие кружки и секции, приглашать ли педагога или дать возможность воспитателям из садика научить малыша всему, что требуется. Такое мнение порой делится на две крайности. Первое – излишне демократичное. То есть, мама и папа убеждены, что ребенок будет развиваться и так, сам по себе, и лишний раз не стоит трогать его при отсутствии выраженной тяги к развивающим занятиям, чтобы не создать психологическую травму. Эти же родители могут быть убеждены, что игровые зоны, игрушки для развития ребенка не требуются, что он справится, занимаясь с подручными средствами. Можно также добавить идею о том, что если ребенок чего-то не знает, важно учитывать его индивидуальность и не настаивать, рано или поздно все равно научится. Противоположная позиция, другая крайность, гласит, что если малыш не умеет читать в раннем возрасте, то это стыдно, и срочно требуется обучение чтению, ведь соседские дети или малыши друзей уже, конечно же, все умеют. Родители прививают детям повышенную дисциплину, слишком сильно их контролируют, принуждают к занятиям, постоянно повышают планку, выдавая все это за собственное желание ребенка. Кто же прав?
Как всегда, важно найти свою золотую середину. Это значит, выделить собственный баланс между мотивацией, расслабленностью, составить разумный график занятий и принять твердое решение, будете Вы заниматься или нет. Мозг ребенка устроен так, что он хорошо воспринимает нагрузку, которая увеличивается постепенно. Это можно сказать и о теле малыша, нервной системе, которые совершенно не подготовлены к «наскоку» и интенсивным занятиям. Можно всегда оставить место для игры и естественного развития, чтобы ребенок не был слишком перегружен и у него попросту осталось детство. Если Ваш малыш проявляет инициативу, заинтересован в занятиях, например, приносит книжку почитать, приносит игрушки и хочет поиграть вместе, если он обожает задавать родителям вопросы, легко запоминает стишки и песенки и любит их петь, если кроха без постороннего принуждения и инициативы занимается, с таким ребенком работать можно и нужно. Суть вмешательства родителей в этом случае будет в том, чтобы поддерживать интерес, принимать разумное участие в играх, обеспечивать ребенку развивающее игровое пространство, в котором он успешно сможет заниматься сам. Есть и противоположные позиции у самих детей. Если сам ребенок не проявляет интереса к развивающим занятиям и обучению, у него наблюдается подтвержденные задержки и отклонения в развитии, если малыш не созрел психологически, воспринимает занятия как мучение, кривляется, старается их избежать, если он не хочет играть со взрослым, или наоборот, отказывается играть с кем бы то ни было, кроме мамы, самостоятельные занятия ему все равно нужны, но строить их надо по-другому.
Задача таких занятий на первом и достаточно долгом этапе будет заключаться в том, чтобы создать, развить и сформировать интерес, закрепить его, научить ребенка общаться, и лишь потом уже использовать как таковые развивающие и обучающие темы. Чем именно заниматься с ребенком, которому уже исполнилось 3 года? Он вошел в тот самый дошкольный возраст, когда различные «развивалки» и «обучалки» наиболее полезны. Вы можете выбрать как таковые развивающие занятия, которые имеют целью развитие навыков и знаний. Такие занятия подразумевает следование по определенным этапам, от простого переходя к сложному, от коллективного при участии взрослого переходя к самостоятельному. Вы можете использовать пособия для развития определенных навыков, например, формировать навык постановки цели и усидчивого, постепенного, систематического движения к ней. Это будет особенно полезно, но и наиболее сложно для юных холериков, импульсивных и энергичных детей. С ними занятия нужно начинать с минимального времени, которое постепенно будет удлиняться. Имеют значение психологические игры, в ходе которых ребенок проходит через «воспитание», учится играть по правилам, выполнять просьбы, взаимодействовать с другими людьми, активно общаться, для этого идеально подходят тематические настольное сюжетно-ролевые игры.
Как правильно организовать занятия? Во-первых, важно усвоить, что к обучению как ведущему виду деятельности ребенок переходит не раньше младшего школьного возраста. А в 3 года и примерно до 6 лет дети развиваются и обучаются исключительно в игре, поэтому Ваша задача обеспечить увлекательную игровую форму. Ребенок придумывает интересные истории и сюжеты для игры, выполняет те или иные действия, пробует роли, постепенно начинает режиссировать игровые постановки, самостоятельно придумывать правила. Это не всегда означает тематическую игру, игровая форма намного более эмоциональна, чем обучающая, вписать в нее можно любой вид занятий, если немного подумать и проявить фантазию. Вы не педагог и не актер, поэтому действуйте в рамках собственных возможностей и инициативы. Важно, чтобы занятия происходили позитивно, Вы поддерживали и подбадривали ребенка, создавали ему теплую атмосферу, а также предлагали подходящие игрушки и игры, которые будут ему интересны. Начинать необходимо с непродолжительных занятий, не более 15 минут. Постепенно продлевайте занятия. Очень важное условие – хорошее настроение ребенка, его хорошее самочувствие и настроенность на игру. Если ребенок болен, неважно себя чувствует или не в настроении, лучше всего занятие отложить. Поскольку далеко не последней целью развивающих уроков в этом возрасте становится формирование мотивации к обучению в целом. Если Вы создадите хотя бы одну неприятную ассоциацию, ребенок Вполне может отказаться работать дальше. Выберите удобное место, никуда не спешите и наберитесь терпения. Играйте и получайте удовольствие от занятий, тогда они будут наиболее эффективными!