Сегодня многие производители предлагают на рынке электромобили, в том числе крупнейшие концерны. Однако, в сознании многих людей укрепилось мнение, что в этой нише доминирую автомобили производства Tesla Motors, о которых в последнее время говорят особенно часто. Так в чем же заключаются нововведения в этой компании? Или в данном случае важны только современные технические решения?
Сам электропривод не является чем-то переломным в автомобильной истории. На рубеже XIX и XX веков каждый третий автомобиль в мире имел такой двигатель. Качественным изменением стало, конечно, появление более эффективных аккумуляторов нового поколения. Но в данный момент революционными, кажутся, скорее, проекты двигателей на водородных топливных элементах.
Какие инновации предложила Tesla? Компания не идет ни по одному из известных путей. Она не предлагает нишевый продукт для массового покупателя, не расширяет категорию потребителей, автомобили этой компании не покупают люди, которые еще ни разу не ездили на автомобилях.
Tesla также не производит уже известные продукты в хорошем качестве и по ценам, лучшим, чем у конкурентов – напротив, они нацелены на богатых клиентов. Конкретные технические решения, используемые Tesla также уже не являются тайной – не так давно компания сама выложила свои патенты в открытый доступ.
В чем отличие от других производителей?
Компания американского предпринимателя Элона Маска выигрывает у конкурентов спортивными характеристиками, дизайном, функциональностью и безопасностью, но в первую очередь впечатляющим запасом хода своих автомобилей – Model S способна проехать без подзарядки более 500 км (последняя модель X на 100 км меньше, но это более тяжелый автомобиль в кузове внедорожника), и это даже с включенными электроприборами, таких как, например, кондиционер.
Tesla может использовать существующие технологии, создавая инновационный продукт, которого ожидают клиенты, и это железное правило любой успешной инновации. В потребительских отчетах США модель S за последние годы считалась лучшим автомобилем на рынке. Стоит обратить внимание также и на систему производства и распределения автомобилей Tesla Motors.
Процесс, который нельзя увидеть
Tesla основное внимание уделяет продуктам своей компании и в меньшей степени способам их производства. Возможно, это не такое принципиальное новшество, как, например, специально разработанная производственное оборудование для Ford или, в особенности, для Toyota, которое оказалось инновационным и ценным для всех отраслей промышленности. В случае с Tesla, интересно, однако, то, что маленькая компания сумела прорваться и оказалась в состоянии эффективно конкурировать на рынке, давно захваченном большими игроками, а также она имеет впечатляющие планы развития.
Tesla Motors использует в своей цепочке производства философию lean management, комплексно сочетая все элементы процесса – от стадии проектирования, производства и логистики до эффективного реагирования на отзывы клиентов. Например, компания не производит автомобили про запас, а только на заказ. Это эффективный способ уменьшить затраты, не замораживать дополнительный капитал и минимизировать риски.
Контакт с клиентом и немедленное реагирование на его потребности очень важны для Tesla. Например, в 2013 году, когда компания получила много критических замечаний по поводу комфорта на задних сиденьях модели S – она заменила их во всех автомобилях уже через несколько недель.
Тесла также уделяет внимание быстрому и эффективному обмену информацией в компании – благодаря этому дизайн модели S был создан только 3 дизайнерами (в традиционных компаниях 10-12). Существенной является также модель работы, в которой сотрудники сосредотачиваются на решении проблем, при этом эффективность и скорость также имеют большое значение (что интересно, в Tesla трудно найти бывших сотрудников концернов из Детройта).
На данный момент Тесла, пожалуй является самой гибкой компанией в автомобильной промышленности. Это видно также в ее подходе к производству: процессы постоянно изменяются и совершенствуются. Конечно, в данном случае имеет значение тот факт, что это довольно небольшая компания по меркам индустрии. Но она быстро развивается и много инвестирует. Это, безусловно, интересный пример для стартапов, которые хотят выйти на устоявшийся и конкурентный рынок с инновационным продуктом.
Насколько эффективна модель развития, выбранный компанией Tesla Motors? Это покажет ближайшее будущее.