Более 300 тысяч квадратных метров мрачноватого великолепия, 6 тысяч комнат, залы высотой до 20 метров с 3-тонными хрустальными люстрами и коврами площадью 900 квадратных метров. Все это – Дворец Народа, или Дворец республики, выстроенный румынским диктатором Николае Чаушеску во второй половине 80-х годов прошлого века. В то время как большинство граждан страны влачили жалкое существование, на строительство дворца, по разным данным, было потрачено от 1 до 3 миллиардов долларов. Чтобы только обойти здание по периметру, придется протопать ни много, ни мало – 4 километра.
Название Дворец Народа, которое иногда применяется по отношению к этому зданию, можно считать не иначе как издевательством, поскольку именно народ социалистической Румынии по полной программе заплатил за тягу Чаушеску к безумной роскоши и гигантомании.
Тем более издевательски выглядело строительство «великолепного монстра» вскоре после землетрясения 1977 года, когда большинство зданий в Бухаресте были разрушены или держались на честном слове. Вместо того чтобы потратить деньги на их восстановление, руководитель страны решил увековечить себя любимого в камне, мраморе и хрустале.
Место для этого выбрали в самом центре румынской столицы, на холме, в месте, наиболее безопасном с сейсмической точки зрения. Здесь было решено построить не просто дворец, а целый квартал, или Гражданский центр. Кроме Дворца республики, в него должны были войти Дворец науки и техники (супруга диктатора Елена Чаушеску, как известно, была «академиком» и, конечно, никак не могла обойтись без отдельного здания для своих трудов), а также здания Министерства внутренних дел, Минобороны, нескольких других министерств и Национальная библиотека.
Проект был создан молодой женщиной-архитектором Анкой Петреску. Когда режим Чаушеску пал, она чуть было не поплатилась за это свое творение отлучением от профессии. А сам Дворец хотели попросту взорвать, заложив под него изрядную порцию динамита. Но – обошлось.
Однако вернемся к истории строительства этого монументального сооружения. Оно началось в 1984 году. Но прежде был снесен целый исторический квартал Бухареста – Уранус, исчезли с лица земли около 7 тысяч домов, в основном одноэтажных.
Практически разрушенной оказалась и одна из самых романтичных улиц румынской столицы – Лабиринт. Она была не только поразительно красивой, но и воплощала в себе архитектурный стиль, характерный для эпохи между Первой и Второй мировыми войнами. Попутно снесли и квартал «Каменный крест», в котором некогда располагались дешевые бордели. Правда, эти небогоугодные заведения прекратили свое существование еще в 40-е годы XX века, а в 80-е просто снесли строения, в которых они когда-то располагались.
Но есть в этой истории и более невосполнимые утраты. Так, ради строительства Дворца республики было снесено более 20 соборов и церквей. Некоторые, правда, были передвинуты при помощи рельс на новые места. В частности, такая участь постигла монастырь Антим. В общей сложности более 70 тысяч румын были переселены из своих домов для того, чтобы построить дворец для одного человека и его семьи.
Когда грандиозная стройплощадка была расчищена, на ней закипела работа, 17 тысяч строителей под руководством 700 архитекторов работали чуть ли не круглосуточно. Материалы для строительства и отделки дворца использовались исключительно румынские – это было делом принципа.
Более тысячи внутренних помещений дворца украшены тремя тысячами хрустальных светильников, а лестницы и колонны сделаны из мрамора. Стены и потолки украшены тончайшей резьбой и лепниной, в отдельных залах можно встретить отделку из редких пород дерева, а также изумительной красоты ковры и гобелены.
В личном кабинете Николае Чаушеску, в котором ему так и не пришлось поработать, есть цельнотканый ковер площадью 900 (!) квадратных метров. Кабинет супруги диктатора Елены Чаушеску чуть скромнее мужниного, поэтому площадь ковра, украшающего эту комнату, «всего» 600 квадратных метров.
Дворец не только возвышается почти на 90 метров над землей, но и уходит на несколько этажей вглубь. Здесь расположены коммуникации, технические и хозяйственные помещения. Говорят, что подземная часть здания также могла быть использована в качестве убежища на случай землетрясения или ядерного взрыва. Туристов сюда, конечно же, не пускают. Да и вообще, обнародовать все тайны гигантского дворца, и особенно – его подземной части, румынские власти не спешат.
Мнения о том, красив дворец или ужасен, высказываются самые разные: кто-то называет его безвкусными мраморными хоромами в стиле московского метро 50-х годов, кто-то искренне восхищается роскошью и блеском внутреннего убранства дворца.
Возможно, с архитектурной и эстетической точки зрения он и не так уж плох, но отпечаток, наложенный на это здание личностью его создателя и эпохой, в которую оно возводилось, безусловно, придает ему мрачную окраску в глазах и самих румын, и зарубежных туристов. Они приезжают сюда тысячами, чтобы увидеть второе по величине здание в мире (на первом месте – здание Пентагона в США).
Самому Николае Чаушеску не суждено было увидеть свое детище во всем великолепии – он был расстрелян вместе с женой в 1989 году, а основные отделочные работы во Дворце республики были закончены лишь 5 лет спустя. Тогда же, в 1994 году, здание переименовали во Дворец парламента. Сегодня здесь заседают румынский парламент и Конституционный суд. Здесь же находится Центр международных конференций, в котором проходили экономические форумы «Кран-Монтана», международные конференции и симпозиумы, и даже сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ.
Не обошли своим вниманием Дворец парламента и деятели искусства. Известный французский кинорежиссер Коста Гаврас снимал здесь некоторые эпизоды своего нашумевшего фильма «Аминь», в частности – те, где по сценарию действие происходит в Ватикане.
А с недавних пор в так называемом четвертом флигеле Дворца парламента расположился Музей современного искусства. Правда, румынские деятели искусства не очень довольны такой «пропиской» – все-таки история этого строения навевает невеселые мысли о темном прошлом страны.
Кроме того, территориально музей находится позади помещения, в котором заседает румынский парламент – и в этом художники тоже увидели некий мрачный символизм: дескать, задвинули искусство на задворки политики. Но особого выбора у них не было – либо получить музей именно здесь, либо вообще не получить. Нетрудно догадаться, что долго никто раздумывать не стал, и Музей современного искусства поселился в единственном здании, которое предложило для него румынское правительство.
Одним словом, несмотря на все отвращение к социалистической эпохе и режиму Чаушеску, румыны используют его творение вполне по назначению и с пользой для себя.
И в самом деле, взорвать Дворец после того, как в него было вложено столько государственных денег и труда простых румын, было бы верхом глупости. Многие говорят о том, что дворец на самом деле очень удобен с функциональной точки зрения, да и внутренняя отделка выглядит вполне эстетично, в отличие от мрачного экстерьера здания-гиганта.
Окружающий его так называемый «белый квартал» кое-кто называет уродливым. Но все же, и сами румыны, и иностранные туристы не без удовольствия прогуливаются по проспекту Объединения (раньше он назывался проспектом Победы социализма), любуясь его великолепными фонтанами. К слову сказать, цены на недвижимость в этом районе – самые высокие на рынке.