Музыка – великая сила. Она поднимает настроение, даря заряд бодрости и оптимизма. Помните «марш веселых ребят», где поется о том, что песня не только строить, но и жить помогает? Музыка развивает не только слух, но и зрительное восприятие ребенка, улучшает координацию движений и концентрацию внимания. Она раскрепощает и повышает самооценку. От вас потребуется совсем немного усилий, чтобы кроха полюбил музыку, песни и танцы и, возможно, стал новым финалистом детского «Голоса».

Малыш появляется на свет – и сразу же окунается в море самых разнообразных звуков. Монотонное тиканье часов в комнате, глухой стук капель за окном, пронзительная трель телефонного звонка, легкое шлепанье босых ног по паркету… Хорошо, что в первые месяцы жизни кроха довольно расплывчато воспринимает окружающее его звуковое сопровождение! А не потеряться в нем помогает самый приятный, родной и знакомый звук – мамин голос. Искусствоведы считают, что голос матери сам по себе невероятно музыкален: для него характерны высокие интонации, мелодичность и певучесть, простое построение фраз, повторяющиеся «теплые» слова. Ласковый мамин голос становится для малыша залогом уверенности и спокойствия. И главным элементом музыкальных развивающих игр! Поэтому говорите с ребенком много и часто: называйте предметы, объясняйте свои движения, пойте, рассказывайте потешки и сказки, ласково воркуйте. Эти действия и будут для ребенка первыми музыкальными уроками в жизни.

Содержание статьи
Когда начинать учить ребенка музыке
С тем, что музыка благотворно воздействует на развитие ребенка, сегодня не спорит никто. Самостоятельно заниматься с ребенком – очень важно, это основа формирования человека, и именно родители вносят основу в формирование личности ребенка. А вот во мнениях, как именно ей обучаться, такого единодушия нет. «Официально» в музыкальную школу берут с шести лет. Но что делать, если хочется начать воспитывать нового Моцарта как можно раньше? Обратиться к мировому опыту.
Методика Золтана Кодаи
Методика Золтана Кодаи, или «Чем раньше, тем лучше». Родина – Венгрия. Венгерский композитор, фольклорист и педагог ратовал за игровой подход к музыкальности. Главное – начинать как можно раньше (3-5 лет), но делать все постепенно. Сначала – пение и танцы, потом – нотная грамота. Кодаи продвигал идею того, что малыши учатся музыке посредством «языка тела». Музыкальные игры, хороводы, прихлопы и притопы – неотъемлемая часть музыкальных занятий, которые непременно должны проходить под специально написанную для них музыку.
Методика Шиничи Сузуки
Методика Шиничи Сузуки, или «Повторенье – мать ученья». Родина – Япония. «Каждый ребенок обучаем» – этот довольно-таки прагматичный девиз японца Сузуки означает всего лишь то, что начинать заниматься музыкой нужно как можно раньше (да хоть с трех лет). Достаточно поместить малыша в нужную обучающую среду – и результаты не заставят себя ждать. По его мнению, детский мозг – удивительная система, а память – чистый лист, на котором можно записать все, что нужно. К тому же все дети – великие подражатели. А если отказаться от постулата, что копирование – это плохо? Дайте крохе в руку маленькую скрипочку и начните играть – и вы увидите, что он будет стараться за вами повторять. Итак, повторение, повторение и еще раз повторение. А как иначе? Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Методика Карла Орфа
Методика Карла Орфа, или «В стране чудес». Родина – Германия. «Учиться может каждый», – считал немецкий композитор и предлагал приобщать к музыке всех детишек без исключений. Возможно, новым гением станет не каждый второй (и даже не каждый пятый) ученик, зато музицирование может пробудить в ребенке таланты и способности, о которых он даже не подозревал. Согласно Орфу действие – основа музыкального образования. Поэтому его «программа» насыщена речевыми и ритмическими упражнениями, песнями и танцами (например, дети могут петь и одновременно изображать кошечку – потягиваться, переворачиваться и т. п.). При этом музыка должна сопровождать ребенка в любом возрасте! Еще одна важная деталь: каждый ребенок – творец своей музыки, а значит, объявляется «зеленый свет» фантазии и импровизации.
Все принципы и идеи музыканта подробно изложены в пятитомной антологии «Шульверк. Музыка для детей».
Когда начинать учить ребенка танцам
С полугода можно начинать развивать чувство ритма – умение выполнять простые движения в такт «музыке» (хлопкам, притопам, звукам погремушек, возгласам взрослых). Ритмика хорошо помогает развивать музыкальную память! Обращайтесь к фольклору: русские народные потешки и игры-песенки («Сорока-белобока», «По кочкам, по кочкам», «Мишка косолапый», «Шел козел по лесу» и т. п.) Очень ритмичны и обязательно сопровождаются какими-то повторяющимися движениями (укачиваниями, шлепками, подпрыгиваниями, щекоткой). Искреннюю радость крохе доставят танцы вдвоем: возьмите его на руки и в такт музыке делайте простые танцевальные движения. А когда малыш твердо будет стоять на ножках, начинайте маршировать! Чтобы научить ребенка ритмично шагать под музыку, лучше всего поставить его перед собой (так, чтобы маленькие стопы находились между вашими) и взять за ручки. Включите музыку и с левой ноги на счет «раз» начинайте энергично шагать. Первое время громко считайте вслух вместе с музыкой, потом малыш должен «ловить» ритм и маршировать самостоятельно. Для начинающих бравых солдатиков подойдут такие музыкальные произведения, как «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского, «Футбольный марш» М. Блантера, «Детский марш» С. Прокофьева, «Марш синьора Помидора» К. Хачатуряна (из балета «Чиполлино).
Развитие музыкального слуха ребенка

Когда ребенок начинает произносить первые слова, можно приступить к развитию музыкального слуха. Слух – это умение слышать музыку (т. е. сравнивать звуки по высоте, тембру, громкости и силе), подпевать в удобном диапазоне и аккомпанировать себе. Для 2-3-летних детей уже можно проводить более-менее полноценные занятия на развитие музыкальных способностей. Спешим разочаровать: приступать к изучению нот, музыкальных форм и средств выразительности еще рановато. К тому же, если вы не профессиональный музыкант, оставьте это дело педагогам. Ваша задача – в игровой форме познакомить малыша с основными музыкальными категориями. Для таких упражнений пригодятся диски с классическими и популярными мелодиями и детские игрушечные музыкальные инструменты: ксилофон и металлофон, дудочка, маракасы, колокольчики, музыкальные треугольники, барабан и даже маленькая балалайка или мини-гитара. Не стоит перегружать ребенка: о том, сколько оптимально нужно занятий и нагрузки ребенку читайте в статье по ссылке.
Тихо – громко (далеко – близко) – самая понятная характеристика звука для малышей. Объяснить, что музыка может быть тихой или громкой, несложно: достаточно повернуть ручку плеера (или щелкнуть пультом). Так же можно «регулировать» громкость своего голоса. Громкость звука используется и для выражения музыкальных эмоций: если мы грустим – играем и поем тихо, если бодры и веселы – энергично и громко. Детишкам постарше можно рассказать, что на музыкальном языке категория «громко» обозначается словом «форте», а «тихо» – «пиано».
Упражнение «Прятки»
Поставьте малышу послушать композицию П.И. Чайковского «На тройке» (из фортепианного цикла «Времена года»). Расскажите, что тройкой называют коней, запряженных вместе, под одной дугой – к ней часто подвешивают колокольчики, которые при быстрой езде звенят. Обратите внимание крохи на перезвон бубенчиков: сначала они звучат тихо (это значит, лошадки бегут далеко), а потом – громче (лошадки уже близко). Попросите ребенка закрыть глаза, выйдите в другую комнату и постучите в бубен: он должен сказать, близко или далеко раздается звук? Затем попросите еще раз закрыть глаза и постучите в бубен, находясь в одной комнате с малышом: пусть он скажет, где звучал бубен? Поменяйтесь местами – теперь ребенок играет на бубне, а вы должны угадывать местоположение звука.
Высоко – низко – соотношение, понимание которого очень важно для детского музыкального развития. Расскажите, что звуки бывают высокие и низкие. Высокий звук тонкий и нежный, низкий – более грубый, жесткий и суровый по звучанию. Самый простой пример – это голоса мамы и папы. Покажите малышу клавиатуру пианино (хотя бы интерактивную): пусть он «поиграет» и сравнит звучание клавиш «вверху» и «внизу»!
Упражнение «оркестр»
Возьмите две игрушки (например, мышку и медведя) и скажите, что они хотят устроить концерт. Мышка пищит звонко и высоко: «Пи-и-пи-и-и» (изобразите мышиный писк, попросите малыша повторить). Медведь рычит глухо и низко: «Р-р-р-рры!». Решили мышка и медведь себе помощников найти. Называйте животных, изображайте их «голоса» и распределяйте роли до тех пор, пока не наберете целый оркестр.

«Ксилофон»
Возьмите пять разных стеклянных стаканов и наполните их водой (один побольше, другой поменьше и т. д.). Дайте малышу чайную ложку и попросите ударить по каждому стакану. Попросите охарактеризовать каждый звук – на что он похож? Затем вместе расставьте стаканы с водой по порядку – от самого низкого звука к самому высокому (или наоборот). Сыграйте с крохой какую-нибудь забавную мелодию.
Глухо – звонко – еще одна пара понятий, которыми можно описать звук. Объясните крохе, что они помогают нам различать звуковые оттенки.

Упражнение «Барабанщики»
Возьмите кастрюлю и постучите ложкой по дну кастрюли – звук получится звонкий. А теперь возьмите два карандаша и постучите карандашом о карандаш. Какой получился звук? Правильно, глухой! Дайте малышу попробовать постучать и предложите сыграть «песенку» – в определенном ритме бить ложкой в барабан, а потом – карандашами друг о друга. Ритм вы определяете сами, а потом «дирижируете» – отдаете команды: «звонко» (стучим ложкой по кастрюле) и «глухо» (карандашом по столу).
Утверждение, что у деток, которые «слушали» музыку еще в материнской утробе, хорошо развит музыкальный слух и чувство ритма, довольно спорно. А вот тот факт, что «подготовленные» таким образом малыши быстрее других начинают реагировать на всевозможные звуки и различать их сомнению не подлежит!
Классическая музыка для малышей
Хороший способ привить любовь к музыке с пеленок – сделать ее ненавязчивым сопровождением будней. Обычные дела (кормление, массаж, купание, смену подгузника, сборы на прогулку) совершайте под аккомпанемент классической музыки. Ее волшебные звуки стимулируют определенные процессы в коре головного мозга, отвечающие за интеллектуальное и творческое развитие. Вообще выбор музыки зависит от ваших личных предпочтений. Но лучше, если это будет действительно хорошая музыка: классика, джаз, этническая, а не композиции а-ля «три аккорда». Считаете, что Бах и Бетховен тяжеловаты для малыша? Ищите классические мелодии в детской обработке.
Это может показаться удивительным, но «музыкальные» занятия помогают тренировать мелкую моторику! В самом деле, если действие сопровождается интересным или приятным звуком, малыш будет снова и снова повторять свои манипуляции (нажмет кнопку, дернет за шнурок или перевернет страницу), чтобы услышать его еще раз.