Возможно, мы слишком сильно нагружаем своих детей – даже если речь идет о малышах дошкольного возраста. А уж младшие школьники оказываются перегруженными в огромном количестве случаев. С учетом того, какой серьезный стресс переживает ребенок в связи с полной сменой образа жизни, впервые идя в школу, дополнительную нагрузку стоило бы свести к минимуму, однако родители поступают так очень редко. Связано это еще и с тем, что именно возраст младшего школьника отлично подходит для начала занятий разнообразной творческой и спортивной деятельностью, поэтому мы выбираем для малыша сразу несколько кружков и секций и начинаем усиленно водить, возить, требовать, критиковать. Приносит ли все это пользу ребенку? Серьезный и неоднозначный вопрос… Так все-таки, стоит ли нагружать ребенка? Как понять, не занят ли он чересчур сильно, много, излишне? Не испытывает ли он еще более серьезный стресс из-за дополнительных занятий или, наоборот, отдыхает во время их выполнения? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.
У детей до семилетнего возраста ведущим типом деятельности является игра. Некоторые детки чуть задерживаются в игровом процессе и могут выбирать такую деятельность даже в более взрослом возрасте, но для большинства именно семь лет – важнейший возрастной рубеж, когда ребенок переходит от игровой деятельности к обучающей. Связано все это с масштабным стрессом, который хотелось бы как-то уменьшить, но не все родители понимают, каким образом это можно сделать. Возможно, стоит и вовсе лишить ребенка хобби, увлечений и дополнительных занятий? Пусть гуляет на улице после школы целый день? С одной стороны, это неплохо, с другой – в современных школах практически не развивается ни детское творчество, ни физическая активность. В отношении творчества обучение в начальных классах представляет собой бесконечную конкуренцию между родителями на предмет того, кто красивее нарисует картинку или аккуратнее создаст поделку из осенних листьев, шишек и желудей. Дети во всем этом участвуют крайне редко. А на физкультуре их заставляют выполнять нормативы, которые рассчитаны на среднего ребенка – а большинство детей не средние, а, как говорил Дядя Федор из мультика, свои собственные. То есть, уникальные. Поэтому предлагать ребенку возможности для творческого и физического развития можно и нужно. Но очень желательно начать это делать за год до школы или же через полгода-год после того, как ребенок отправится в первый класс. Само по себе начало посещения школы требует недюжинных усилий психики и нервной системы, поэтому важно дать ребенку поддержку и возможность спокойно адаптироваться к школе как таковой. Если он пойдет в кружки за год до первого класса – «добавить» школу будет легче. А если через год после – проще будет привыкнуть к дополнительным задачам.
Самостоятельная, импровизационная игра для ребенка важна как инструмент познания. Каждый день у Ваших детей должно быть свободное время для игры, причем, эта игра не должна подчиняться каким-либо правилам, комментариям и критике. Именно спонтанная сюжетная игра дает возможность справиться с потоком жизненной информации, переварить и усвоить все то, с чем сталкивается ребенок в течение целого дня. При избыточной нагрузке, огромном количестве поступающих данных дети могут научиться закрываться, выставлять защиту, абстрагироваться от информации – наверное, каждый ребенок время от времени это делает, обычно, в ответ на родительскую критику. Он просто закрывается внутренне, вроде бы и слушает родителя, но не слышит и не вникает в детали. Как об стенку горох – это именно о такой ситуации. Таким способом психика ребенка защищается от перегрузки. По мнению детских психологов, в последнее время к такому психологическому механизму становятся все более склонны младшие школьники, хотя ранее это было свойственно, преимущественно, подросткам. Ребенок теряет мотивацию, и даже если он очень способный и талантливый, отсутствие желания учиться и развиваться не приведет к успеху. Поэтому, если ребенок не хочет учиться, вполне возможно, его психика страдает от нагрузок – школьных, домашних, «развивающих». Специалисты, кстати, говорят, что в большинстве случаев родители не считают перегруженных детей – избыточно занятыми… И начинают осознавать, когда у ребенка уже есть сформированный невроз.
Как влияет на ребенка усталость? Давайте попробуем представить один день младшего школьника, такой, каким ему желательно быть. Утром первоклассник просыпается, завтракает, идет в школу, занимается до обеда. После этого он приходит домой, принимает пищу, отправляется на прогулку и гуляет хотя бы два часа на свежем воздухе. Далее выполняет домашние задания в течение одного-двух часов. После этого (а уже вечернее время) ребенок имеет возможность поиграть во что хочет и как хочет, а затем, довольный и расслабленный, отправляется спать. Как выглядит день занятого ребенка, даже если он посещает всего один кружок? После школы первоклассник обедает, иногда наспех, и либо очень быстро делает уроки (тут уже не до прогулок) и бежит на дополнительное занятие, либо бежит на него сразу, а уроки ему приходится делать вечером. На игру время выделить можно, но к этому времени ребенок уже устал, да и сам временной промежуток будет ограниченным. А если кружка два, да еще и совпадающих день в день, жизнь маленького (!) ребенка превращается в сплошной бег по кругу. Что уж удивляться тому, как часто дети болеют, как быстро у них портится зрение, осанка, здоровье и самочувствие. Есть дети-энерджайзеры, которым даже два-три кружка даются относительно легко. Но и такие дети требуют полного отдыха хотя бы один целый день в неделю, а еще лучше, два. И им тоже необходимо ежедневное время для игры – пусть это будет час. В любом случае, родители должны ориентироваться на своего ребенка: его настроение, состояние, силы. И если Вы видите, что ребенок страдает, срочно уменьшайте нагрузку!