Государства-члены Сообщества отдали важную часть атрибутов своего суверенитета в области внешних сношений, особенно в сфере коммерческих отношений с государствами, не являющимися членами Сообщества. В результате Европейское Сообщество ведет переговоры от имени государств-членов о заключении экономических соглашений с третьими странами и обеспечивает защиту торговли и промышленной деятельности Сообщества от недобросовестной конкуренции из-за рубежа. Европейская комиссия и Совет министров являются институтами Сообщества, которые уполномочены устанавливать и развивать внешние связи Сообщества на основе положений Римского договора, который также включает положения, касающиеся общей коммерческой политики.
В то же время Римский договор также предусматривает процедуру переговоров по соглашениям между сообществом и третьими государствами или международными организациями. Более того, эти соглашения делятся на несколько категорий , а именно:
многосторонние торговые соглашения, первоначально заключенные в рамках ГАТТ;
двусторонние соглашения о свободной торговле между Сообществом и третьими странами;
соглашения о разработке и поддержке для развивающихся стран;
Соглашения об ассоциации, как правило, заключаются с будущими членами Сообщества.
Однако компетенция Сообщества заключать соглашения не ограничена. Оно ограничено только областями, которые включают цели Сообщества, включенные в Договор. Кроме того, в областях, где исключительная компетенция принадлежит Сообществу, государства-члены не имеют полномочий заключать международные соглашения.
Из положений Римского договора и последующих внесенных поправок возникают две ситуации, в которых Европейское сообщество может заключать конвенции без участия в переговорах государств-членов , а именно:
при реализации посредством торговых соглашений достижения целей общей коммерческой политики;
в случае соглашений об ассоциации, которые включают взаимные права и обязанности.
Ввиду того, что государства-члены Сообщества не передали Сообществу все атрибуты своего суверенитета, существует вероятность возникновения конфликтов в областях, входящих в их компетенцию, а также компетенцию Сообщества. Заключение таких соглашений подразумевает совместное участие государств-членов и Сообщества.
В области торговли Сообщество уполномочено принимать меры в отношении импорта из третьих стран с целью обеспечения защиты промышленности и торговли Сообщества. Эти меры подразделяются на четыре категории, а именно:
антидемпинговые мероприятия;
меры безопасности;
меры против дотационных продуктов;
меры, принятые на основе новой торговой политики Сообщества.
Сообщество может наложить антидемпинговые пошлины на товары, продажа которых может повлиять на торговлю и промышленность Сообщества. Совет министров определил «продукт, продаваемый по демпинговой цене», как продукт, продаваемый в рамках Сообщества по более низкой цене, чем цена, продаваемая на рынке государства-производителя. Сумма антидемпинговых пошлин будет равна сумме демпинга, примененного для того, чтобы нейтрализовать негативное влияние цены демпинга. Это значение рассчитывается как разница между нормальной ценой в стране происхождения продукта и экспортной ценой на рынке Сообщества.
Меры в отношении продуктов, субсидируемых третьими странами, относятся к продуктам, субсидируемым во время их производства или сбыта. Сюда будут включены только субсидированные продукты, продажа которых влияет на продажу аналогичных продуктов, произведенных в сообществе.
Меры безопасности касаются импорта из третьих стран населению. В тех случаях, когда этот импорт может влиять на их торговлю в странах Сообщества их количеством, могут быть приняты меры безопасности для обеспечения защиты товаров Сообщества. Такие меры безопасности могут быть направлены против введения налогов при вступлении в Сообщество или установления количественных ограничений на импорт из третьих стран в Сообщество.
Что касается мер, принятых в соответствии с новой торговой политикой, власти Сообщества уполномочены бороться с незаконной торговой практикой третьих стран в торговых отношениях с Сообществом. Меры направлены на защиту торговли и промышленного производства Сообщества от недобросовестной конкуренции со стороны третьих стран.
Маастрихтским договором в Договор Европейского сообщества была добавлена специальная глава о сотрудничестве в области развития.Политика Сообщества в этой области, которая, как считается, дополняет политику, проводимую государствами-членами, заключается в содействии устойчивому экономическому и социальному развитию развивающихся стран и, в частности, наиболее обездоленным из них, гармоничному и последовательному внедрению стран. Развивается в мировой экономике борьба с бедностью в этих странах. Это будет способствовать достижению общей цели развития и укрепления демократии и верховенства закона, а также цели уважения прав человека и основных свобод. В этом контексте Сообщество и государства-члены обязуются соблюдать свои обязательства и учитывать цели, которые они согласовали в рамках Организации Объединенных Наций и других соответствующих международных организаций.
Для достижения этих целей Совет министров, с учетом других положений Маастрихтского договора, примет решение о необходимых мерах, которые могут принимать форму ежегодных программ. В то же время Европейский инвестиционный банк будет содействовать осуществлению этих мер в соответствии с условиями, предусмотренными в его уставах. В частности, следует подчеркнуть, что в дополнение к соглашениям об ассоциации и другим соглашениям, заключенным с развивающимися странами, Европейское сообщество предоставило этим странам обобщенные преференции, как это было впервые сделано в 1971 году. Преференциальный режим заключается в форме тарифных преференций. и тарифные квоты. Однако в сфере добычи угля преференциальный режим вводится решениями представителей правительств государств-членов.
Европейский Суд вносит важный вклад в определение роли Сообщества во внешних отношениях. По случаю заключения различных торговых соглашений между Сообществом и третьими странами Европейский Суд в своих решениях сформулировал толкования, которые определяют сферу компетенции Сообщества в этой области. В дополнение к толкованию общей коммерческой политики Европейский Суд разработал так называемую доктрину параллелизма. Эта доктрина устанавливает прямую связь между компетенцией Сообщества во внутренних отношениях Сообщества и его внешней компетенцией. Таким образом, в областях, где Сообщество компетентно принимать законы, оно будет иметь право заключать соглашения с третьими странами.
С развитием процесса интеграции Европейский Суд расширил применимость доктрины параллелизма, а именно: доктрина будет применима не только в областях, в которых Сообщество осуществляет свою законодательную компетенцию, но также и в областях, в которых его участие имеет переговоры по международным соглашениям необходимы для достижения одной из целей, включенных в Договор Европейского сообщества. Расширение этой компетенции, однако, привело к соответствующему снижению компетенции государств-членов Сообщества в этой области.